Специалисты Центра Здоровой Молодежи особенный акцент в процессе выздоровления от болезни химической зависимости делают именно на эмоциональном развитии химически зависимого человека. Различают два вида эмоциональной зрелости:
1. по отношению к себе.
В этом блоке есть 4 задачи:
1.1. Научиться осознавать свои эмоции и различать их.
1.2. брать ответственность за свои эмоции, осознавая, что настоящая причина эмоции в середине себя самого.
1.3. регулировать свое эмоциональное состояние.
1.4. заниматься эмоциональным развитием.
2. Эмоциональная зрелость по отношению к другим предусматривает 6 основных задач:
2.1. различать чувства другого человека.
2.2. различать свои и чужие чувства.
2.3. отдавать себе отчет в том, что чувства другого человека влияют на Вас, и отслеживать, как именно.
2.4. научиться сочувствовать другим.
2.5. осознать то, что Ваши чувства влияют на других, и отслеживать, как именно.
2.6. научиться правильно реагировать на чувства другого человека и правильно проявлять свои чувства.
Более того, в процессе психологической коррекции зависимых психологи и аддиктологи Центра Здоровой Молодежи проводят психо-коррекцию параллельно на нескольких уровнях эмоционально незрелой личности.
- Первое, что может проявиться у зависимого — это эмоциональный блок. Человек полностью, или частично перестает что-либо чувствовать. ? Это похоже на какую-то внутреннюю пустоту, оцепенение, замерзание. Эмоции могут проявляться на подсознательном уровне, но сам зависимый этого не чувствует. Поэтому в реабилитационных центрах частым ответом на вопрос, почему человек сделал так или иначе — бывает ответ: «я не знаю». Больной действительно не знает, ведь он делал это под воздействием неосознанных эмоций. Для того, чтобы постепенно состоялось размораживание этих чувств сотрудники ЦЗМ проводят Арт-терапевтические группы, где выздоравливающие занимаются лепкой, рисованием, танцами или слушают музыку. Это освобождает эмоциональную сферу человека на подсознательном уровне, ведь в процессе, связанном с творчеством, работает правое полушарие мозга человека, который отвечает за эмоции, творчество, фантазии и мечты.
- Физические ощущения. Зависимых учат распознавать эмоции на уровне физических ощущений (страх — усиление сердцебиения, депрессия — давление в груди, гнев -жжение и тяжесть в желудке, звон в ушах). Таким образом выздоравливающие привязывают физические ощущения к эмоциональным. Поэтому наши специалисты проводят группы по йоге, гимнастике, которые способствуют расслаблению мышц и релаксации.
- Хаотические переживания. Часто зависимый человек переживает эмоции, как какую-то сплошную эмоциональную массу, энергию. Их невозможно ни выделить, ни различить. Специалисты ЦЗМ подошли к решению этого вопроса следующим образом. Когда они наблюдают у выздоравливающего подобное явление, то предлагают ему завести дневник эмоций. В этом дневнике выздоравливающий отмечает ситуацию, которая спровоцировала определенные эмоции, сами эмоции, физические ощущения, мысли и действия. Таким образом зависимые, как дети, учатся заново выстраивать причинно-следственные взаимосвязи между эмоциями и реальностью.
- Распознавание эмоции. Любые эмоции искажают реальную ситуацию, накладывая на нее эмоциональный фон, и при этом они, влияя на реакцию, могут вызывать неадекватные действия. Все усложняется еще и тем, что одновременно человек может проживать сразу несколько эмоций. Для проработки этого аспекта в реабилитационных заведениях ЦЗМ зависимым предлагается «доперепроживать» эмоции путем написания эмоциональных писем. Изложив свои эмоции в них, они разрывают эти письма, и транслируют эмоции в пустоту. Также используется такой психологический метод, как Психодрама. Под четким руководством специалистов происходит воссоздавание ситуации из прошлого, которая является болезненной для зависимого, а эмоции, вызванные ею, он переживает и до сих пор. Целью этого является освобождение зависимого от ярлыков прошлого. Он получает впервые в жизни право выбирать эмоции, возможность реагировать и чувствовать те эмоции, которые он проживает «здесь и сейчас», а не так, как он привык, опираясь на прошлый опыт.
- Ответственность за свои эмоции. Очень важно, чтобы зависимый человек понял, что он чувствует те или другие эмоции, и реагирует на них так, либо иначе, потому что он сам так хочет. И никто ему не навязывает именно такую эмоцию. Взяв на себя ответственность, он поймет, что имеет над ними власть, и может решать, хочет ли он находиться в определенном эмоциональном состоянии, либо нет. Мне лично нравится пример с обидой. Человека никто не сможет обидеть, пока он сам не захочет обидеться, а так, как эмоция обиды не является полезной, она ведет к деструктивным реакциям по отношению к самому себе — то и находиться в этом состоянии не нужно. Таким образом, взяв на себя ответственность за свои эмоции, человек принимает решение, хочет ли он впускать их в свою жизнь, либо нет.
- Сопереживание. Зависимому человеку крайне важно отделять свои эмоции от чужих. Эмоционально неустойчивые и уязвимые зависимые часто настолько сильно эмпатируют другим, что кроме своих берут на себя еще и негативные эмоции других людей. У зависимых сильная эмоциональная привязка к мнению других людей, им очень легко навязать эмоции, переубедив в том, что у них плохая жизнь, что их никто не любит, что им изменяют и не ценят. Крайне трудно отследить момент, когда начинаешь чувствовать чужие эмоции, и крайне важно их сразу же отбрасывать.
- Взаимодействие. В в реабилитационных центрах ЦЗМ выздоравливающих учат не только работать со своими эмоциями, но и взаимодействовать с другими в эмоциональной сфере. Крайне важно понять, что эмоции — это не плохо. Даже негативные эмоции должны быть в жизни, ведь благодаря печали — мы чувствуем радость, благодаря злости -любовь, благодаря страданию — удовольствие, благодаря страху — уверенность, благодаря стыду — гордость и т.п. Но здесь крайне важно не только их регулировать, но и воспринимать, различать и уважать эмоции другого человека, и ни в коем случае не «натягивать» их на себя.
Эмоциональная составляющая является, по-видимому, важнейшим из всех других аспектов выздоровления от болезни химической зависимости. Это — первопричина всего. Эмоции порождают мысли (мышление), они в свою очередь действия (реакцию), а действия — последствия, которые тоже обязательно будут иметь эмоциональный окрас. Не научившись адекватно и вовремя распознавать свои же эмоции, Ваша жизнь будет похоже на упряжку диких лошадей, которые мчатся куда-то, а Вы не можете взять над ними контроль. Не научившись работать с эмоциями, они начнут сами управлять Вашим мышлением, действиями, и Вами. Конечно, неумение различать и перепроживать эмоции более ярко выражается именно у зависимых людей (через эмоциональную незрелость в силу многолетнего употребления психоактивных веществ), но этому умению стоит учиться каждому. Подружитесь с самим собой, примите себя и свои эмоции такими, какие они есть, и Вы удивитесь, насколько Ваша жизнь станет легче и ярче!
ТРЕЗВОСТЬ — ВЫБОР СИЛЬНЫХ!